Главная Сайт ветеранов БТМ Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSСуббота, 20.04.2024, 08:19
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [32]
Отзывы о БТМ [1]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Из воспоминаний Н.А. Никифоровой, написанных к 50-летию БТМ
Из воспоминаний Н.А. Никифоровой,
заслуженного работника культуры РФ, написанных к 50-летию БТМ


Когда в свои 15 лет, окончив 8 классов, я поступила в Библиотечный техникум, никто не одобрил мой выбор: ни родные, ни друзья, ни  подруги. Все недоумевали, как я такая живая девчонка, хочу «похоронить» себя в скучном царстве книжной пыли. Да и сама я мечтала, окончив техникум поступить в МГУ на факультет журналистики, но жизнь распорядилась по-своему.  Я так и не изменила библиотечному делу, и нисколько не жалею об этом. Профессия библиотекаря действительно не та, о которой мечтают с детства. В последние десятилетия в нашей стране  она мало оплачивается, не считается престижной, о ней мало пишут  в СМИ. Поэтому, мало кто знает, что в этой профессии произошли кардинальные изменения, что у нее помимо огромного и интересного прошлого, есть еще и востребованное  будущее.
Мне сегодня хочется передать ту неповторимую атмосферу, которая царила в стенах техникума. Я поступила на дневное отделение в 1962 году, а окончила техникум в 1965 году. Находился тогда техникум в центре Москвы, по адресу: Каретный ряд, дом 2, в небольшом двухэтажном доме. В те годы в техникуме обучалось всего 9 групп студентов на дневном отделении, и несколько групп на вечернем и заочном. Конкурс для поступления в техникум был небольшим – 2-3 человека на место. Потребность в кадрах в Москве ощущалась остро, причем в кадрах именно среднего звена, знающих теорию и обученных всем приемам практической работы. А работа библиотекаря включает в себя более четырехсот различных операций. На освоение практических приемов было ориентировано все обучение в техникуме, именно за это и ценили выпускников.
Директором техникума был в те годы Евгений Филиппович Соломко, в последствии ему было присвоено звание Заслуженный учитель. Он преподавал историю КПСС, обязательный во всех учебных  заведениях, предмет. Делал он это мастерски: его уроки всегда посещали все студенты и старательно учили  факты, события и даты. Сам был образцом дисциплины. Уроки свои всегда начинал со звонком, ради этого мог, извинившись, прервать разговор с любым собеседником, так как  считал, что ничего нет важнее  урока. Со студентами Евгений Филиппович был неизменно строг, но справедлив. Никогда не жалел своего времени на дополнительные занятия, на консультации, а какие незабываемые открытые уроки он давал. Понятно, что при таком отношении к делу директора, не нужно было как-то особо заострять вопрос о выполнении своего профессионального долга на заседаниях педсоветов, просто все преподаватели и студенты брали с него пример. Самым обидным  его определением в адрес педагога было «урокодатель». Сам он  не мог себе этого позволить ни как педагог, ни как человек. Никогда не жалел он времени на работу с коллективом, поэтому при нем и сложилась такая дружная команда единомышленников. А если упрекали его в излишней строгости, то он неизменно отвечал: «Так легко быть добреньким, а мне хочется быть добрым». На первое место ставил мотивацию к учебе, всегда повторял «Никого нельзя ничему научить, можно только научиться».

    Много сил отдал Евгений Филиппович строительству нового здания техникума, куда мы все  дружно переезжали весной 1963 года, а именно в 5-ти этажное здание по адресу Щелковское шоссе, дом 52, где и сейчас размещается наш Библиотечный колледж № 58.
    Мы с радостью восприняли известие о переселении, и  под руководством преподавателей, стали связывать книжный фонд библиотеки техникума, да не просто связывать, а специальными библиотечными узлами. Оказывается, что не только у моряков есть свои «морские узлы, но такая «хитрость» есть и в нашем деле. К слову сказать, все мы помним этот прием и по сей день. Вот так из рук в руки и передаются секреты  профессии.
     Заместителем директора по учебной работе был в те годы выпускник техникума, уже успевший поработать в библиотеке и даже стать заведующим, Юрий Алексеевич Абрамов. Он преподавал один из важнейших специальных предметов - библиографию. Студенты по достоинству  ценили его начитанность, глубокие профессиональные знания, которыми он щедро делился, его мягкий юмор, деликатность и воспитанность. Приведу только один пример: в моей профессиональной биографии мне встретился лишь один мужчина – начальник,  который всегда вставал, когда к нему в кабинет входила женщина, и только предложив ей присесть, он начинал разговор. Вроде бы незначительная деталь, но ведь запомнилась на долгие годы.
Спустя  11 лет, после окончания техникума, с дипломом института культуры и со стажем работы  в библиотеках Москвы, я пришла в свой родной дом уже в качестве преподавателя библиотековедения. Как же мне пригодился опыт прежних лет умения и навыки, полученные в студенчестве. 

  

Библиотекарь - это человек читающий. «Выбирать книги для своего, а тем более для чужого чтения — это не только наука, но и искусство» так считал известный писатель, ученый и библиограф Н.А. Рубакин. Чтобы научить студентов «этой науке и искусству», мы постарались соединить знания, полученные на уроках литературы и библиотековедения с практикой обслуживания читателей библиотек. Было принято  смелое для тех лет решение: отрабатывать методику проведения досуговых мероприятий, не только на уроках, а непосредственно в библиотеках, организуя для читателей   встречи с писателями, литературные игры и  читательские конференции,   презентации книг и издательских серий,  устные журналы  и т.д. Так родился студенческий профессиональный клуб «Открытие».



 Много лет я занималась этой интереснейшей работой в рамках  клуба. Трудно было выбрать название клуба, так как его деятельность не укладывалась ни в какую-то определенную тему или форму. Неожиданным было предложение дать клубу название «Открытие». На каждом заседании клуба мы вместе со студентами действительно открывали для себя новую книгу, нового автора, открывали  свою будущую профессию, а главное, -  открывали свое место в профессии, в жизни.

Мы со студентами старались совершить «путешествие вглубь строки», заглянуть в творческую лабораторию автора, научится читать в книге то, что в ней написано «между строк». В этой работе неоценимую помощь мне оказывали все члены предметной комиссии, которой руководила в те годы Татьяна Алексеевна Боброва, заслуженный работник культуры Российской Федерации. Словами особой благодарности стоит отметить помощь моих коллег, преподавателей библиотековедения Натальи Владимировны Курлаевой, Снежанны Анатольевны Аксеновой, Татьяны Михайловны Кондрашовой, а также  Галины Владимировны Бобровой, которая с изяществом оформляла все материалы клуба.
Без преувеличения можно сказать, что наша жизнь в техникуме была бы ограниченной, если бы мы не общались с коллегами «по цеху», то есть с библиотечным сообществом.
Библиотечные работники - это в основном люди, влюбленные в свой труд. В этом много раз убеждались наши студенты. У нас выступали серьезные ученые профессора из МГУКИ: Юрий Николаевич Столяров, Александр Михайлович Мазурицкий, Юлия Петровна Мелентьева. После публикации новой книги ведущего специалиста РГБ Славы Григорьевны Матлиной «Привлекательная библиотека, или что может реклама?» мы устроили презентацию. Мы поставили на сцене нашего техникума мини-спектакль «Волшебная сила печатного слова»,  состоящий из двух частей. В первой - мы нарочно сгустили краски и показали библиотеку, которой не должно быть, а во второй - работники той же самой библиотеки, изучив методические указания Матлиной, коренным образом изменили свое отношение к работе по обслуживанию читателей. Спектакль прошел с большим успехом, мы его несколько раз повторяли.
Через всю свою жизнь я пронесла чувство глубокой благодарности к своим Учителям. Они учили не только профессии, но и отношению к жизни, ответственности и  уважению к ученикам. Ни разу в жизни я не пожалела, что выбрала работу, связанную с библиотекой и с преподаванием библиотековедения. В своей работе я всегда стараюсь привить  своим студентам чувство  уважения к книге, к чтению,  т.к. это большая подмога в жизни, несмотря на телевидение, Интернет.



Категория: Мои статьи | Добавил: freund (30.01.2014)
Просмотров: 1289 | Рейтинг: 4.2/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz