О чтении малышей от 0 до 3-х лет
В марте этого года администратор нашего сайта Анна Игоревна Фрейнд выступала перед ветеранами педагогического труда в филиале «Поведники» Московского городского Дома учителя. Тема её доклада – «Сайт ветеранов БТМ». Собравшиеся слушали её с особым вниманием, смотрели многочисленные иллюстрации и фотографии, задавали вопросы. По окончании выступления она рассказала о детской писательнице из Одессы Ренате Мухе, с творчеством которой познакомилась совсем недавно.
На встрече была высказана просьба, которая показалась нам чрезвычайно актуальной. Наши милые ветераны попросили публиковать списки лучших детских книг, которые они могли бы читать вместе с внуками, а кто-то и с правнуками.
С большим удовольствием приступаем к выполнению вашей заявки. Конечно, мы не можем рекомендовать книги по своему усмотрению, но постараемся изучить советы библиографов и методистов наших лучших библиотек, работающих с детьми, давать ссылки на их публикации.
Прежде всего, хотим сделать вам комплимент: вас не нужно убеждать, что книга и чтение играют важнейшую роль в жизни человека. Вы все педагоги и понимаете, чем раньше познакомится ребенок с книгой, тем лучше сложится его жизнь.
Сегодня тенденция снижения интереса к чтению среди детей, подростков и взрослых видна «невооруженным глазом», и, к сожалению, набирает рост. Это можно объяснить распространением телевидения, информационных технологий, появлением электронных книг, мгновенной доступностью к информации и простотой её получения. Надо использовать все возможности современных технологий, так и поступают продвинутые читатели. Еще несколько лет назад нельзя было даже представить себе, что традиционное чтение на бумажных носителях может дополняться электронными или аудио версиями. Надо только научиться выбирать и умело пользоваться!
Несколько советов бабушкам, желающим привить своим внукам любовь к чтению:
Детские библиотеки публикуют списки литературы для детей от 0 до 3-х лет, от 3 до 7 лет, от 7 до 10 лет, от 10 до 14 лет, а затем уже для читателей юношеского возраста. В наших публикациях мы будем следовать этой схеме.
• Книга и чтение, верные помощники в воспитании малыша
За первые 5 лет жизни ребенок получает столько же информации, сколько потом за всю жизнь, утверждал Лев Толстой. Книга – это для малыша учебник жизни, первый помощник в познании мира. Почти все маленькие дети любят, когда им читают книги, запоминают тексты, пересказывают наизусть, с удовольствием отвечают на вопросы типа: «Покажи, где у зайчика ушки? Тук-тук стучит дятел по дереву. Покажи, где у него клюв?». По мере взросления ребенка вопросы будем усложнять. Мы попросим его сравнить, выбрать, различить по цвету, форме и т.д. Самое интересное начнется, когда малыш начнет говорить. Варе было два с половиной года, когда бабушка задала ей вопрос: «Кого позвал дедка на помощь, чтобы вытянуть репку?». «Бандитов», - ответила Варя. Вот такое познание мира с помощью современного телевидения! Замечу, у девочки отличная память, и она знала правильный ответ.
• Когда надо начинать читать книги ребенку?
Помните притчу о том, как мама годовалого ребенка спросила у мудреца, когда ей начинать воспитывать свое чадо? На это мудрец ответил, что она уже на год опоздала. Так начинайте читать ребенку в самом раннем возрасте, пусть вас не смущает, что он не понимает смысла прочитанного. Пока не понимает. Но он ощущает, что вы рядом, вы заботитесь о нем, любите его, что он не одинок! Согласитесь, это важнее. Совместное чтение сближает.
• Выбирайте для чтения небольшие по объему тексты.
Важнее текста для малыша иллюстрации, или, как мы говорим, картинки. Вспомните, как выглядят страницы детских книг: 95 % места страницы занимает картинка, а под ней одна или две строчки текста. Рисунок мы будем разглядывать очень долго и внимательно. Выбирая книги для детей, обращайте внимание не только на известность автора, но и на художника-оформителя. Иллюстрация в детских книгах – это первая встреча с изобразительным искусством!
P.S. В нашем колледже работала внучка художника-иллюстратора Андрея Брея. Он оформлял произведения Л.Толстого, написанные для детей. На нашем сайте в рубрике «Блог» вы найдете статью о нем «Солнечный художник». Почитайте, не пожалеете.
• Прежде чем наши малыши освоят такой вид деятельности, как чтение, не обойдется без того, что они попробуют книгу погрызть, покусать, разрисовать её по-своему, разорвать, книга может оказаться в аквариуме и т.д. На первых порах примите это как неизбежное, ведь это опыт жизни. Но не пропустите момент, чтобы сказать ребенку слово «Нельзя»! «Не надо обижать книжку, она твой друг, а ты делаешь ей больно. Давай, её полечим!» Это будет урок читательской культуры.
• На первых порах уделяйте наибольшее внимание не смыслу, а ритму чтения, стихотворной рифме. Дети это хорошо улавливают. Недаром они так любят стихи, они играют рифмой, как мячом. Очень любят слышать в тексте слова, имитирующие звуки: «тук-тук», «мяу, мяу», «бим, бом» и т.д. Это позднее поможет развитию их речи.
• Любимые жанры малышей – это сказки, стихи, песенки, загадки, потешки, считалки.
• Самые любимые темы: о детях, о маме, о семье, о животных, о героях, о природе.
• Дети очень любят повторное чтение. Иногда взрослые даже сердятся на них: мама поздно пришла с работы, устала, а ребенок просит почитать его любимую книжку. «Так ты же наизусть её знаешь!». Правда, знает, но просит потому, что у него во время чтения развивается образное мышление, а при повторном чтении, образы становятся ярче, интереснее. Можно включить телевизор, пусть посмотрит мультики. Но на экране он увидит уже готовый образ героя, а во время чтения – этот образ будет рождаться в его душе постепенно, это будет его творение! У каждого из нас свой Буратино, своя Царевна Лебедь, доктор Айболит, Карабас Барабас!
• Помните, что детям свойственно буквальное, дословное восприятие написанного текста. Приведу пример, который убедительно это доказывает.
Когда моему сыну было года 3, он, сидя на ковре, строил что-то из кубиков, и сам себе наизусть прочитал четверостишье А.Барто:
«Зайку бросила хозяйка,А потом вздохнул и с горечью сказал: «Жалко зайку! Хозяйка хотела принести ему ниточку, но до дождя не успела. Вот он и промок до ниточки!» Так, оказывается, все дело в ниточке, а не в хозяйке. Это еще одна особенность детского восприятия. Поэтому важно задать ребенку несколько вопросов, чтобы выяснить, что он понял из прочитанного, как оценил.
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок!».
• Большое значение имеет в процессе воспитания маленького читателя интонация, с которой читает любимую сказку мама, папа, бабушка и дедушка. Малыши улавливают, как меняется интонация в зависимости от того, кто читает книжку. У ребенка при этом идет познание окружающего мира, он учится тонко воспринимать нравственное отношение родных людей к добру и злу. Он уже интуитивно учится различать эмоциональный настрой членов семьи. Поэтому, дорогие мамы и папы, дедушки и бабушки, не жалея времени, прочитайте еще раз вместе знакомую, зачитанную до дыр, книжку любимого ребенка, рассмотрите все картинки, поговорите о прочитанном.
Иными словами, подарите друг другу радость общения!
Списки книг для детей от 0 до 2-3 лет:
http://richmother.ru/statya/knigi-dla-detey-dvuh-treh-let.html
На сайте Гайдаровки вы можете прочитать информацию о программах «Чтение с рождения» и «Вместе с книгой мы растем»:
http://gaidarovka-news.livejournal.com/125242.html
В конце статьи или справа в вертикальном меню пройти по тэгу "Чтение с рождения"
Мы будем продолжать наши публикации в этой рубрике в прямом хронологическом порядке. Т.е., чтобы посмотреть новое - пролистывайте страницу до конца.
Особенности чтения детей от 3-х до 7 лет
Продолжаем разговор о чтении детей. Сегодня речь пойдет о том, что и как читают «старшие дошкольники». Да, наши маленькие герои, действительно, стали намного старше. Их жизненный опыт обогатился, и большую роль в этом сыграли самые первые книжки. Поэтому, малыши, заметив, что у взрослых есть свободное время, тащат им свои любимые книжки, с просьбой почитать.
Возраст от 3-х до 7 лет - это период, когда дети учатся читать сами. Детей, умеющих читать в трехлетнем возрасте, мало, к четырем годам самостоятельно читающих малышей становится больше. Но все-таки основная часть детей «пока еще не читатели, а только смотрители», так назвал себя и своего друга маленький посетитель детской библиотеки. Многие ребята знают буквы, могут соединять их в слоги, в слова, а уже в 5-6 лет большинство детей умеют читать. В этот период они читают все, что видят: вывески и рекламу, названия магазинов и остановок.
Наши малыши очень любознательны, но не очень усидчивы. Но, даже, научившись читать, наши малыши по-прежнему любят, когда им читают.
С одной стороны, мы видим жажду к познанию, ненасытность восприятия, а с другой стороны, - у детей быстрая утомляемость. Поэтому, почитайте минут 15, сделайте перерыв, а когда ребенок снова проявит интерес, не отказывайте ему в этом.
Читательский стаж наших дошколят еще очень маленький. Они уже познакомились с разными темами, но у них еще нет устойчивого интереса к книгам определенной направленности. Они читают «обо всем понемногу», как бы примеряя, что больше подойдет. Вспоминаются строчки А.Барто «Драмкружок, кружок по фото, мне еще, и петь охота». Широта интересов у детей еще долго будет присутствовать в чтении. Взрослого человека мы назвали бы «верхоглядом», а для ребенка – такое разносторонне чтение только приветствуется, ведь он с помощью книг познает разнообразие мира.
У дошкольников пока слабая техника чтения, на овладение ею им приходится тратить много сил и времени.
Чтение вслух – самый верный способ «убрать» слоговое чтение. Начните с 10 минут, а затем прибавляйте понемногу. В этот период детям лучше давать хорошо знакомые им книжки, они легче их читают, где-то догадываются или вспоминают, что написано на странице. Но не надо бояться этих маленьких хитростей, скоро это пройдет, а успех в чтении вдохновит ребенка, его будет вновь и вновь тянуть к книге, и, как следствие, повысятся скорость и понимание. В случае, если книга оказывается сложной по языку или по содержанию, то смысл прочитанного, уходит на второй план.
Пятилетний Дима читал вслух, старательно водя пальчиком по строчкам, узбекскую сказку, про то, как три мамы решили познакомить мудреца со своими сыновьями. Первый сын прошел, напевая и насвистывая, второй сын, показал, как он умеет кувыркаться, а третий юноша подошел к своей матери, взял у неё ведра с водой и понес. «Ну, как, понравились тебе наши сыновья?» - спросили женщины. «А я увидел только одного сына», - ответил мудрец. На вопрос бабушки «Почему мудрец увидел только одного сына?» , - Дима ответил, - «Первый и второй сын очень быстро пробежали, он не успел их разглядеть». Все внимание мальчик сосредоточил на самом процессе прочтения текста, так как там были труднопроизносимые имена, непривычные слова, (кишлак, джигит, тандыр).
В этом случае не надо задевать его самолюбие, говоря, что он не так понял сказку, а лучше похвалите его за то, что он справился с новым, трудным текстом. Поддержите его уверенность в своих силах, тогда чтение будет приносить радость!
Чтение – это процесс интеллектуальный. В любом тексте встречаются непонятные, давно забытые слова, образные выражения, поэтому выбирая книгу, лучше заранее составить для ребенка своеобразный «толковый словарик», то есть выписать все слова, значение которых малыш не знает, и объяснить их. С разъяснением непонятных слов можно встретиться прямо в тексте детских книжек, в сносках, или в специальных изданиях типа «Толковый словарь для детей». Если ребенок научится пользоваться справочными материалами, то это будет серьезным подспорьем в его взрослой жизни, в учебе, в научной работе.
Любимый жанр – сказки. Бывают сказки волшебные, про животных, бытовые, народные, авторские и т.д. Каждый человек, по меньшей мере, три раза в течение жизни встречается со сказкой: первый раз – в детстве, второй раз, - став мамой или папой, третий, - когда читает внукам. Каждая встреча - открытие. Жанр сказки – уникален: простой язык, нехитрый сюжет, а сколько мудрости, добра, наставлений. «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Ученые уверяют, что в детстве человек должен в полной мере начитаться сказок. Этот жанр будет присутствовать в чтении детей еще несколько лет, до 4 класса включительно.
Сказок написано и издано так много, что взрослым остается только сделать правильный выбор. Все рекомендательные списки литературы для детей начинаются именно с этого жанра.
В конце 20 века в США было приведено интересное исследование. Среди молодых людей, представителей разных социальных групп, был проведен необычный опрос. В одну группу вошли благополучные молодые люди: выпускники престижных школ, студенты колледжей и университетов. Представители второй группы - это молодежь из группы риска, юноши и девушки, отбывающие сроки наказания в колониях и тюрьмах. Всех участников исследования попросили вспомнить, какие книжки читали они в детстве, какие сказки рассказывали им в семье, какие стихи и песенки заучили наизусть?
Не трудно догадаться, что члены первой группы назвали лучшие произведения мировой детской литературы, без труда вспоминали сказки и детские стихи. Те, кто не мог вспомнить ни детских песенок, считалок, стихов, пересказать любимые сказки, были представителями неблагополучной молодежи.
Казалось бы, какая связь? Ну не прочитал в детстве сказки и стихи, так что же подростку прямая дорога в преступный мир? Конечно же, прямой связи нет. Но первые прочитанные книги дороги тем, что запоминаются на всю жизнь, а самое главное, они формируют нравственные ценности, идеалы. Для мальчиков идеалом становятся сильные, смелые герои, защищающие свой дом, Родину. А девочки мечтают стать трудолюбивыми, умелыми, гостеприимными, любящими, красавицами. Идеал – это далекая перспектива для ребенка, но приобретенный в детстве, он, как маячок светит во тьме, указывает путь, не дает сбиться с дороги.
Дошкольники – фантазеры и реалисты одновременно. Они с успехом могут придумать свой финал сказки, отождествляют себя с героями произведений. На вопрос «А как бы ты поступил на месте героя?» дают такие неожиданные ответы, что трудно понять, где вымысел, а где реальность. Они мечтают, создают мир своих фантазий, они творцы и философы. Наши юные читатели любят сказку, верят ей. Попробуйте, убедите их, что не было на свете прекрасной Золушки, её злой мачехи, добродушного Емели, хитроумной Лисы Патрикеевны.
В подготовительной группе детского сада прочитали замечательную сказку Г.Х.Андерсена «Принцесса на горошине» и стали её обсуждать.
Всем ребятам сказка очень понравилась, они были рады, что, наконец-то, принц нашел принцессу самую, самую настоящую. Они были во власти сказочных образов. Но на вопрос «Ребята, а в нашей жизни вы встречались с такими принцессами на горошине?», подумав, они ответили, что есть в чем-то очень похожие неженки и недотроги, как среди девочек, так и среди мальчиков. Вполне реалистичный ответ.
Дети очень эмоционально воспринимают все прочитанное.
Не всегда дети могут словами выразить свои впечатления от прочитанного произведения, но если попросить маленьких читателей нарисовать, то они сделают это с удовольствием. Как правило, они рисуют своих любимых героев, гораздо реже изображают отрицательных персонажей. Девочка Оля так старательно рисовала длиннющую черную бороду злого Карабаса Барабаса, что карандашом порвала листок бумаги, и так расстроилась, что даже расплакалась. Дети любят делать поделки на темы любимых книг. Одни лепят, другие делают аппликации, мастерят фигурки из гипса, из шишек т.д. Главное, чтобы эти поделки, взрослые не прятали, а выставляли на обозрение.