Об авторе:
Брей Елена Викторовна родилась в 1957 году в семье потомственных преподавателей, коренных москвичей. В 1982 году окончила строительный институт, факультет градостроительства, а в 1998 г. - МГУКИ, институт культуры по специальности культурология. Первая запись в трудовой книжке - ученица портнихи. "С детства меня тянуло к ручной работе с тканью, мехом, кожей, к объему, фактуре, прикладному искусству, игрушке." Основной профессией стала преподавательская деятельность. Она же вывела и на искусство книги. Последние 20 лет работы были отданы библиотечному колледжу г. Москвы. Преподавала предметы: историю мировой культуры, культурологию, этику и эстетику, дизайн, руководила кружком "Дизайн". Книга создается на стыке множества видов искусств, на их синтезе.
"Моё занятие - попытка соединить прикладное искусство с искусством книги. Хочется искать новые образы книги; в чем-то вернуться к прошлому, к истокам, к трудоемкой рукописной книге, хранящей тепло рук и души автора, пропустившего через себя текст, освоившего этот текст, присвоившего себе и теперь отдающего людям." Письмо от руки здесь - дань уважения и поклонению тексту, достойному фиксации именно на этом материале, образно выражающем идею произведения. Мой дед по линии матери - известный художник - иллюстратор детских книг Брей Андрей Андреевич (1902 - 1979). Фамилия Брей имеет английские корни. В конце 19 века из Англии по делам фирмы приехал молодой специалист по сельскохозяйственной технике Брей. Вскоре он полюбил молодую девушку дворянского происхождения Варвару и женился на ней. Андрей Васильевич (так стали его называть) и Варвара Петровна Брей прожили долгую и счастливую жизнь. В семье родились одиннадцать детей. После революции 1917 года в России остались только родители и два младших сына, остальные дети были депортированы в Англию. Один из сыновей - Андрей Андреевич - учился во ВХУТЕМАСе, работал в "Малыше", "Детгизе", "Мурзилке", "Веселых картинках"; проиллюстрировал более 200 книг. Одно из стихотворений В. Маяковского написано под впечатлением от рисунка этого художника. А. А. Брей увлекался собиранием причудливых природных форм из дерева - ветвей, коряг. Он привозил их домой отовсюду, где только был. В 60-е годы многие люди интересовались икебаной, композициями из природных форм. Всем памятны выставки "Природа и фантазия". Видимо, по наследству любовь к дереву, как и глубокое уважение к книге, благоговение перед книжной страницей, передалось и мне. Знакомство с архитектурой, возможно, повлияло на образы моих книг. Естественные линии скола дерева, вертикаль волокон, дающая движение вверх, к возвышенному, как в готике; практически необработанная щепка, напоминающая ладонь руки; отверстие от сучка, похожее на глаз, окно - всё это дает бесконечную пищу фантазии. Не случайно все архитектурные идеи взяты человеком у природы. Природа дает идеи и для книги. Дизайн шрифта - ещё одна интереснейшая грань искусства, пронизывающего нашу жизнь, в особенности, современную. Не умея рисовать, я всю жизнь занималась шрифтовыми композициями. Через них я выражаю себя. Когда-то это были надписи "наглядной агитации" плакатным пером, перьями "рэдис", фломастерами, оформление стендов и актового зала к праздникам. Сейчас для меня всё это сфокусировано в одном - искусстве Авторской Рукописной Книги. В конце 2011 года я вступила в члены Творческого объединения Авторская Рукописная Книга, которым руководит Светлана Николаевна Никольская.»
Брей Елена Викторовна
С 2015 Брей Елена является членом Творческого Союза Профессиональных Художников.
|